Берлин. По следам истории. Подвиг советского экипажа ЯК-28.

54-ой годовщине подвига посвящается…

Советский сверхзвуковой реактивный самолет ЯК-28

 

6 апреля 1966 г. с аэродрома Финов близ немецкого города Эберсвальде начался перегон нескольких Як-28 на другой аэродром. Звено возглавил самолет, управляемый летчиком Б.В. Капустиным и штурманом Ю.Н. Яновым. Они служили в 668-ом авиационном полку бомбардировщиков 132-ой бомбардировочной дивизии 24-ой Воздушной армии.

 

С самого утра летчики ждали приказ на вылет, не снимая своих высотных костюмов, но долгое время сохранялась нелетная погода. Только днем им дали приказ на вылет. Звено самолетов поднялось в воздух и достигло высоты в 4 тыс. м. Через полчаса эти самолеты должны были приземлиться на другом аэродроме. Но внезапно ведущий самолет, пилотируемый капитаном Капустиным, начал резко терять скорость из-за того, что оба двигателя прекратили работу.

Самолет отклонился от курса и начал падать вниз. Внизу находился город, и капитан начал отводить от него неуправляемый самолет. С аэродрома поступила команда катапультироваться. Созрел план направить машину в виднеющийся вдали лес. Однако там находилось кладбище, где в день Пасхи собралось множество жителей Западного Берлина. В этот момент переговорные устройства отказали, и экипаж мог переговариваться только друг с другом.

Экипаж прекрасно понимал, что если бросить управление машиной, то от взрыва десятков тонн горючего на земле, которым был заправлен самолет, погибнет множество людей. Поэтому летчики самоотверженно уводили неуправляемый самолет в безопасную для людей зону.

Капустин направил самолет к озеру Штёссензее. Он решил посадить самолет на воду, о чем предупредил штурмана. Но вдруг перед ними возникла дамба с шоссе (Heerstraße), по которому проносились автомобили. С неимоверным усилием летчик потянул рычаги управления. Самолет, приподнявшись над дамбой, потерял скорость, перевалился через нее и резко, с большим наклоном, ушел в воду.

 

Крестиком помечено место падения самолёта. Кликнув на картинку, вы перейдёте на карту GoogleMaps

 

Эту катастрофу увидел один рыбак. Как оказалось, самолет упал в английском секторе западного Берлина, в нескольких сотнях метров от границы советского сектора, которая пролегала вдоль озера Штёссензее (Stößensee). Британские власти доставили к озеру катера с кранами, а водолазы поднимали из ила самолет и, разрезая его по частям, перевозили на берег. Спасатели только на вторые сутки достали тела погибших, оставшихся за рычагами управления самолета.

 

Фотографии поднятия обломков самолёта, которые я смог отыскать в интернете:

 

 

Как вспоминает один из участников операции по поднятию обломков Як-28:

«От одного из британских военных я узнал, что извлечение обломков самолёта было специально затянуто по времени, так как британские военные водолазы изучали некоторое техническое оборудование из разбившегося самолета прежде чем установить его обратно и уже потом передать обломки советской стороне».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Советских военных к месту катастрофы не допустили и им только и оставалось наблюдать за поднятием с берега

 

 

8 апреля состоялась траурная церемония передачи останков советских летчиков представителям Группы советских войск в Германии. Представители английских войск с большим уважением отнеслись к подвигу летчиков. На их похороны каждый город разделенной Германии прислал свою делегацию. Распоряжением советского правительства на родину были отправлены тела героев.

Пилоты были захоронены в родных городах Ростове-на-Дону и Рязани под Москвой.

 

agesmystery.ru

Через 35 лет после катастрофы, 31 марта 2001 г., возле авиационного музея (Luftfahrtmuseum Finowfurt e. V.) на аэродроме Финова (Flugplatz Eberswalde Finow), был поставлен обелиск с надписью: «Памяти всех жертв холодной войны. Они отдали свои жизни, чтобы спасти других людей». topwar.ru

На мосту Stössenseebrücke у озера Штёссензее установлена мемориальная доска в память о советских летчиках капитане Капустине Борисе (пилот) и старшем лейтенанте Янове Юрии (штурман), предотвративших 6 апреля 1966 г. катастрофу из-за технического дефекта своего Як-28, пожертвовав собой и направив самолет недалеко от моста в озеро Штёссензее.

 

© Wolfgang Ditting

«Шестого апреля 1966 года советские лётчики — капитан Борис Владимирович Капустин (ошибка — отчество Бориса Капустина — Владиславович, а не Владимирович.) и старший лейтенант Юрий Николаевич Янов — направили свой неисправный боевой самолет в озеро Штёссензее и погибли. Совершив этот самоотверженный подвиг, они предотвратили огромную катастрофу в близлежащих жилых районах. Эта доска служит памяти советским лётчикам, принесшим себя в жертву, как символ человечности в годы „холодной войны“».

Также на советском военном кладбище в Эберсвальде (Eberswalde) установлена памятная доска:

О подвиге летчиков поэт Р.И. Рождественский написал стихотворение, и в 1967 г. он обратился к композитору О.Б. Фельцману с предложением положить его на музыку. Так появилась песня «Огромное небо», которую впервые исполнила Эдита Пьеха.

 

Рисованный мультфильм 1982 года, созданный по сценарию замечательного советского поэта Роберта Рождественского, основан на событиях 6 апреля 1966 года.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.