Бывшие аэродромы Берлина — Йоханнисталь и Штаакен.

На данный момент в Берлине существуют два действующих аэропорта — Берлин-Тегель имени Отто Лилиенталя (нем. Flughafen Berlin-Tegel „Otto Lilienthal“) и Берлин-Шёнефельд (нем. Flughafen Berlin-Schönefeld). Чуть южнее Шёнефельда строится новый аэропорт Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта (нем. Flughafen Berlin Brandenburg «Willy Brandt»; BER), о котором я вам уже рассказывал здесь. После его запуска в эксплуатацию (скорее всего это произайдлт во второй половине 2020 года) аэропорт Берлин-Тегель будет закрыт. Но речь в этом блоге пойдёт не о действующих аэропортах, а уже давно закрытых и почти всеми забытых Берлинских аэродромах Штаакен и Йоханисталь.

Аэродром Берлин — Йоханнисталь:

На данный момент территория бывшего аэродрома на половину застроена офисными зданиями и квартирными домами, а другая половина является парков, в котором даже можно посмотреть на стадо барашек пасущихся на отделённой территории.

Фото: Assenmacher

Аэродром Йоханнисталь (нем. Flugplatz Johannisthal) — аэродром, располагавшийся в Берлине между Йоханнисталем и Адлерсхофом.
Был открыт в 1909 году первым в Германии. До постройки в 1923 году аэропорта Темпельхоф являлся единственным аэропортом Берлина. В 1952 году аэропорт перестал использоваться, в 1995 году был официально закрыт. Некоторые здания сохранились по настоящий момент в составе Аэродинамического парка и сохраняются как объекты культурного наследия. Официально аэропорт был закрыт в 1995 году. wiki

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a3/FlugplatzJohannisthalAmStartplatz.png

Загоревшиеся дирижабль L2 (LZ 18) в аэропорту Йоханнисталь, 1913 год

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/32/JohannisthalLuftschiffhallenSankePostkarte159.png

Открытка с изображением аэропорта Берлин-Йоханнисталь

План 1916 года

«Junkers J 7» 2 февраля1918 на аэродроме Йоханисталь

София Эммануиловна Майкапар (урождённая Исакович; 1883 — 1956)

— русская и советская певица и музыкальный педагог, гастролировавшая в начале XX века в России и за рубежом под псевдонимом Нина Ормелли. Первая женщина России, летавшая на самолёте.

Среди друзей Майкапаров был и пилот Кайдель, который предложил Софии Майкапар испробовать в действии его аэроплан конструкции Фармана. Это был биплан, имевший в длину 12 метров, снабженный небольшим мотором. Полёт состоялся 30 июля 1910 года на аэродроме Еханисталь в Берлине. Перед собственным вылетом певице пришлось наблюдать неудачное приземление другого аэроплана, но это её не остановило. София Майкапар стала первой женщиной в России, совершившей полёт на самолёте в качестве пассажира. В начале XX века это явилось сенсацией. wiki

Территория аэродрома в 1953 году.

После Второй мировой войны на территории аэродрома находилась военная часть. Самолёты здесь уже не взлетали и не садились.

Вот так был застроен аэродром в 2000 году.

Аэродинамический парк (нем. Aerodynamischer Park) — комплекс зданий, располагающихся в районе Берлина Адлерсхоф и ранее являвшихся частью комплекса аэродрома Йоханнисталь. Парк состоит из аэродинамических лабораторий, большой аэродинамической трубы и ангаров. Здания были построены в 1920-х — 1930-х годах и использовались для нужд аэродрома Йоханнисталь, после его закрытия были сохранены как объекты культурного наследия wiki

Большая аэродинамическая труба

Лаборатория для испытания двигателей

Лаборатория моделирования высоты

Для сравнения — 2019 и 1928 годы



Аэродром Берлин — Штаакен:

Аэродром Штаакен когда-то был очень значимым местом в авиации, здесь также одна из крупнейших киностудий за пределами Голливуда. Исторические фотографии и некоторые сохранившиеся здания напоминают его историю.

В ангаре, который был построел для дерижаблей были сняты такие фильмы как «Das Schiff der verlorenen Menschen» (Корабль потерянных душ) 1929 года с Марлен Диттрих в главной роли, «Der heilige Berg» (Священная гора) 1926 года с Лени Рифеншталь, «Метрополис» 1926 года и «Иисус Назаретянин, Царь Иудейский» 1923 года.

Кадр из фильма «Метрополис»

В один из ноябрьских дней в 1928 году здесь собралось более полумилиона человек для того, чтобы увидеть новое, крупнейшее в свое время построенное воздушное судно, 236-метровый летающий колосс, LZ 127 «Граф Цеппелин» (дирижабль).

Главная гондола «Графа Цеппелина».

10 Августа 1938 года отсюда стартовал Фокке-Вульф Fw 200 «Кондор» свой трансатлантический перелёт в Нью-Йорк приодолев 6.371,302 километров без остановки за 24 часа, 56 минут und 12 секунд; средняя скорость равнялась 255,499 км/ч. Обратный перелёт был совершен до аэропорта Берлин-Темпельхоф 6.392 км за 19 часов и 55 минут со средней скоростью 321 км/ч. Оба перелёта были защитаны мировыми рекордами.

Экипаж после посадки в Темпельхофе.

Бомбардировщик «Zeppelin-Staaken R VI»

Flugplatz Staaken 1924

Flugzeug-Schaufliegen in Staaken 1925, Luftschiffhalle

Граф Фердинанд фон Цеппелин на аэродорме Штаакен в 1917 году

Башня управления полётов в наши дни.

С боку ещё видны следы прибывания СА.

Скриншоты из Google Earth для сравнения территории аэродрома 1953 — 2019 годы

1941 — 2019 годы

1941 — 2019 годы

1953 — 2000 — 2019


Берлин. День открытых дверей в бывшем аэропорту Берлин-Темпельхоф.

Гатов. Музей ВВС Германии. День открытых дверей 2017. Фоторепортаж.

Бранденбург. Музей Люфтваффе в Гатове, Германиия.

Аэропорт Берлин-Тегель. Добро пожаловать в Берлин или за секунды до аплодисментов.

Берлин-Бранденбург. День открытых дверей в новом аэропорту Шёнефельд.

Греция. Заброшенный военный аэродром на о. Родос.

Бранденбург. Что делает пассажирский ИЛ-62 в поле под Берлином?

Бывшие аэродромы Берлина — Йоханнисталь и Штаакен.: 3 комментария

  1. Всё крайне интересно, спасибо большое. Использовались ли эти аэродромы ГСОВГ или союзниками после войны? Какие части на них базировались?
    С уваженем,
    Andre Poulain

    Нравится

    1. В Гатове стояли британские ВВС, оттуда например происходило снабжение западного Берлина во время блокады. В Темпельхофе сначала находились советские самолёты, потом этот аэропорт был отдан американцам. В Штаакене стояли советские войска, оттуда и советские надписи на стенах. В Йоханнистале самолёты после войны уже не базировались и на территории располагалась народная армия ГДР.

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.